СОЦИАЛИЗМ ХХI ВЕКА

 

Социализм ХХI века – это дальнейшее воспитание нового, совершенного человека. Ибо новое общество, Новый Мир без нового человека невозможны, какими бы ни были экономические условия. Как сказано в документах КПСС: «Формирование нового человека... не только результат, но важнейшее условие строительства нового обществаВоспитание нового человека как творческой, духовно богатой, гармонически развитой личности – это наша программная цель».1

 

Итак, «совлеките с себя ветхого Адама», как говорили большевики. Или, как сказано в Евангелии, совлеките ветхого человека с делами его, отложите прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, и возрастайте в нового человека, мужа совершенного. А начинать совершенствование надо с самого себя, чтобы морально-нравственные нормы были не пустыми словами, а делами каждого. Это особенно относится к членам правящей партии.

 

В начале ХХ в. большевики, с детства знакомые с Евангелием, хорошо знали, что же значит выражение «ветхий Адам», или «ветхий человек». Но сегодня о том, что есть ветхий человек и новый человек согласно Евангелию, приходится напоминать не только коммунистам, но и верующим, ибо современное духовенство забыло говорить об этом.

 

Ветхий мир и человек – это беззаконие, ветхие законы, несправедливость, частная собственность, богатство, роскошь, сребролюбие, стяжательство, корыстолюбие, хищничество, посягательство на чужое, торгашество, ростовщичество (лихоимство), грабеж, воровство, убийство (без вины), жестокость, ложь, обман, клевета, предательство, коварство, вероломство, фарисейство, лукавство, лицемерие, лесть, злонравие, нечестие, зависть и гордость житейская, плотские похоти и страсти, вожделения, блуд, разврат, прелюбодеяния, пирования, объедение, пьянство, излишества в пище и питии, невоздержание, наслаждения, сладострастие, праздность, леность, тунеядство, себялюбие, тщеславие, напыщенность, надменность, превозношение, невежество в вере, извращение истинного учения Христа, богохульство, злоба, злодейства, злословие, пустословие и сквернословие, нечистота плоти и помыслов, мужеложство и скотоложство и т.д. - всё то, что осуждается в Новом завете.

Новый мир и человек – это совершенство, закон совершенной любви, справедливость, общинность, коллективизм, труд на общее благо, забота об общем благе, единомыслие, бескорыстность, нестяжание, свобода, братство, равенство, забота о неимущих, больных, бездомных, равномерность распределения, чтобы не было нуждающихся, милосердие, сострадание, честность, правдивость, истина, мудрость, благочестие, благоразумие, нравственная чистота, праведность, чистая совесть, нетерпимость к делам тьмы, воинственность, стойкость, ненависть к беззаконию, нелюбовь к ветхому миру, мужество, твердость, целеустремленность, самоотверженность, верность, преданность, жертвенность, скромность, воздержание и т. д.

* * *

Но Христос не был первым, кто призывал человечество к обновлению и совершенству. О восхождении к совершенству говорят все великие религиозно-философские учения.

Еще в VI веке до н.э. пророк Зороастр проповедовал совершенствование, обновление и преображение человека и мира. Напомним, что в иранской Авесте преображение (Фрашо-керети) дословно значит - делание совершенным.

Пифагор тоже учил свое братство совершенству.

Готама Будда, достигший высшей ступени совершенства и овладевший мудростью, передал свои знания ученикам и заповедал нести людям спасение.

Сократ призывал людей к совершенствованию.

Платон учил восхождению к совершенству и спасению человеческих душ.

Конфуций провозгласил целью человека морально-нравственное совершенствование.

И Христос заповедал совершенствование и обновление Духом Святым (т.е. Благим, Добрым, Чистым, Светлым).

В Коране тоже говорится о нравственном совершенствовании: «Мы ниспослали тебе (о пророк!) Откровение, спустя много веков после Ибрахима [Авраама], и повелели тебе следовать за его призывом к… нравственному совершенству…» (Коран, 16:123).2 Необходимо только напомнить слова Апостола, что ветхий Моисеев закон ничего не довел до совершенства, поэтому и дан Новый завет.

Коммунисты практически решали вопросы воспитания нового, совершенного человека уже в масштабах огромной страны, вырабатывая единые морально-нравственные нормы для всех конфессий.

Наконец, Учение Новой Эры - Живая Этика призывает к дальнейшему совершенствованию: «Зачем вы живете? Чтобы познавать и совершенствоваться», «лишь для совершенствования духа мы здесь [в мире]», «в совершенствовании духа человек может уподобиться Силе Высшей», и т.д.

* * *

Однако современный обыватель, для которого счастье заключается в безграничном потреблении, сытости, удовольствиях и комфорте, спрашивает: какая мне польза от совершенства, зачем оно мне, что это мне даст? Ведь коммунисты уже обещали материальное изобилие, а на деле в СССР элементарно не хватало колбасы.

 

Нет, «не малому, не ничтожному свидетелями станете», говорят Учителя Востока. В процессе духовной эволюции, или совершенствования, будет происходить то, что философы марксизма-ленинизма называют развитием сущностных сил человека. А это значит, что по мере восхождения к высшему совершенству у человека будут открываться высшие, феноменальные способности и фантастические возможности. Человек будущего будет силой мысли передвигать и переносить предметы, материализовать в видимом мире формы, построенные его воображением. Он сможет парить в воздухе, ходить по воде и огню. Он сможет запросто останавливать дождь, сделав «дыру» в дождевой туче, и искусственно вызывать дождь в нужном месте. Ему будет дана власть над тайными силами природы. Он будет обладать новым, неисчерпаемым источником энергии, заключенной в нем самом и не требующей затраты материалов. Ему будут даны лучи и аппараты, делающие его невидимым или видимым частично. Он будет обладать ясновидением и яснослышанием, видеть и слышать бывшие и будущие события и явления. Он будет также видеть на большом расстоянии, видеть сквозь препятствия. Он будет воспринимать пространственные мысли, идущие из высших сфер и миров, читать мысли окружающих, передавать мысль на расстояние. Он будет понимать речь на любом языке, слышать голоса неба и земли и музыку сфер. Он будет посещать в тонком теле другие планеты, летать в дальние миры. И так далее. Наконец, он не будет уже нуждаться в обычной пище, питаясь солнечной праной, так что смешны будут нынешние воздыхания о колбасе. А его тело, ставшее храмом Святого Духа, станет светящимся, как у Христа во время Преображения.

 

Но чтобы эта чудесная повесть состоялась, нужно стремление к высокой духовности, высокой нравственности и культуре, развитие силы воли и силы духа. А первым условием совершенства является обобществление собственности, искоренение собственнической психологии - «У друзей все общее», как говорили Пифагор и Платон, или, как говорил Христос, «если хочешь быть совершенным, продай имение твое, раздай нищим [в общину] и последуй за Мною». Вот почему коммунизм является необходимостью эволюции. А всем, не идущим в ногу с эволюцией, уготована участь космических отбросов.

Итак, «поспешим к совершенству».

* * *

В СССР задача воспитания нового, совершенного человека, строительства нового общества была поставлена Советским правительством уже в первые годы Советской власти. Решающее значение в этом деле имело искоренение собственнической психологии. В 1920 г., говоря молодежи о том, что она должна воспитать из себя коммунистов, Ленин, учил:

«Коммунистическая нравственность... объединяет трудящихся против всякой мелкой собственности (крупная собственность уже была национализирована.А.Б.), ибо мелкая собственность дает в руки одного лица то, что создано трудом всего общества… А чтобы не дать снова восстановиться власти капиталистов и буржуазии, для этого нужно торгашества не допустить, для этого нужно, чтобы отдельные люди не наживались на счет остальных… Старое общество было основано на том принципе, что либо ты грабишь другого, либо другой грабит тебя, либо ты работаешь на другого, либо он на тебя… Когда рабочие и крестьяне доказали, что мы умеем своей силой отстоять себя и создать новое общество, вот здесь и началось новое воспитание, воспитание и борьба против эксплуататоров, воспитание в союзе с пролетариатом против эгоистов и мелких собственников, против той психологии и привычек, которые говорят: я добьюсь своей цели, а до остального мне нет никакого дела...

Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше…»

Задачу преодоления собственнической психологии Ленин поставил в том же году и перед работниками просвещения:

«[Буржуазное] общество обрабатывает массы через церковь, через весь институт частной собственности. Наша основная задача состоит в том, между прочим, чтобы в противовес буржуазной “правде” противопоставить свою правду и заставить ее признать…

Для работников просвещения и для коммунистической партии, как авангарда в борьбе, должно быть основной задачей - помочь воспитанию и образованию трудящихся масс, чтобы преодолеть старые привычки, старые навыки, оставшиеся нам в наследие от старого строя, навыки и привычки собственнические, которые насквозь пропитывают толщу масс… Партия сознательно ставит своей задачей помочь пролетариату выполнить его роль воспитателя, организатора и руководителя… Трудящиеся массы… должны… перевоспитать себя для строительства коммунизма… Цель политической культуры, политического образования – воспитать истых коммунистов, способных победить ложь, предрассудки и помочь трудящимся массам победить старый порядок…».

 

О воспитании нового, совершенного человека постоянно, из года в год, твердил «всесоюзный староста», «пролетарский президент» М.И. Калинин:

«Главная и основная задача, которую предъявляет советский строй в настоящий момент к учительству, - это, товарищи, подготовить кадры, создать действительно новое молодое поколение… История хочет, чтобы вы выполнили эти задачи, а эти задачи таковы: создать нового человека, бороться за действительное братство народов, за коммунизм» (1925 г.). «Особенность юношеского возраста заключается в огромном внутреннем стремлении к идеальным переживаниям... Молодежь в своей массе необыкновенно искренна и пряма... Не надо глушить эти юношеские особые свойства. Наоборот, их надо беречь, их надо развивать, на почве их надо растить нового, более совершенного человека». «Партия должна поставить себе задачей подготовить в лице комсомола всесторонне физически и духовно развитую молодежь» (1926 г.). «Теперь более чем когда-либо перед нами стоит задача формирования нового человека задача построения нового общества» (1928 г.). Перед учителями и комсомолом была поставлена задача развития и укрепления пролетарской морали и воспитания на этой морали будущего поколения, развития духа коллективности, прививки коллективистских качеств, культивирования и развития таких качеств, как самопожертвование, отвага, смелость, бесстрашие, прививка самых лучших человеческих качеств: любви к своему народу, к трудящимся, честности, храбрости, товарищеской спайки, любви к труду. Подчеркивалась недопустимость безответственных отношений между парнями и девушками. Как писала Н.К. Крупская: «Надо, чтобы школа обращала особое внимание на воспитание мальчиков и девочек в духе равенства, товарищества... Надо, чтобы школа делала мальчиков борцами за женское равноправие, чтобы на них возлагалась забота о том, как помочь девушкам сложиться в политически сознательных, полезных членов общества, равноправных с мужчиной... Тогда сами собой отойдут на задний план болезненные явления, подоплека которых - взгляд на женщину как на предмет удовольствия, а  не как на товарища. Сдержанность [воздержание] воспитывается внутренней дисциплиной, умением владеть собой. Если школа этого не воспитывает, то легко может пустить в школе корни и половая распущенность…» (1929 г.)

Далее, М.И. Калинин: «У нас создается новый человек социалистического общества. Этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества… Это, во-первых, любовь к своему народу, любовь к трудящимся массам. Человек должен любить людей, во-вторых, честность В-третьих, храбрость. Социалистический человек - человек труда, он хочет завоевать весь мир, вселенную раздвинуть разумом человека. В-четвертых, товарищеская спайка; в-пятых, это надо любить труд и честно относиться к труду…» (1938 г.)

«Коммунистические принципы,  если их взять в простом виде, - это принципы высокообразованного, честного, передового человека, это - любовь к социалистической Родине, дружба, товарищество, гуманность, честность, любовь к социалистическому  труду, и целый ряд других высоких качеств, понятных каждому. Воспитание, выращивание этих высоких качеств и является важнейшей составной частью коммунистического воспитания. Эти свойства… могут быть глубоко внедрены в сознание ребенка только в порядке повседневного незаметного воздействия на основе товарищеского общения в течение всего периода школьной жизни…» (1939 г.).

«...Веками вырабатывавшемуся воспитанию, рассчитанному на укрепление положения господствующего класса капиталистов, на примирение  угнетаемых со своим положением, Коммунистическая партия... противопоставляет свои принципы воспитания, направленные в первую очередь против господства буржуазии, за диктатуру пролетариата... Коммунистическое воспитание непрерывно связано с развитием политического сознания, общей культуры, повышением интеллектуального уровня масс... Мы не можем ограничиться лишь критикой буржуазного строя. Главное теперь - это борьба за практические достижения по всем линиям политики, экономики, культуры, науки, искусства и т.д. Ясно, что и коммунистическое воспитание должно идти в этом направлении…

У нас давно происходит коренной переворот во взглядах людей на труд. Социалистическое соревнование “превращает труд из зазорного и тяжелого, каким он считался раньше, в дело чести, в дело славы, в дело доблести и геройства”... Самая трактовка вопроса о величии труда имеет и тот смысл, что надо всячески поощрять рост производительности труда... Бережливость к общественной собственности есть коммунистическая черта… Необходимым составным элементом коммунистического воспитания является также развитие любви к социалистической Родине, развитие советского патриотизма… Мы должны воспитать всех трудящихся СССР в духе пламенного патриотизма, в духе безграничной любви к Родине... любви напористой, активной, страстной, неукротимой, о такой любви, которая не знает пощады к врагам, которая не остановится ни перед какими жертвами во имя Родины... Внедрение коллективности должно занимать видное место в коммунистическом воспитании...» (1940 г.).

«Коммунистическая идейность есть основа подлинной большой культуры в человеке... Между прочим, чем человек культурнее, тем он меньше ставит себя выше других, не выказывает своего  превосходства, тем он скромнее» (1940 г.) И т. д.

* * *

Большое внимание уделял воспитанию нового человека и нарком просвещения А.В. Луначарский:

«…Наша молодежь, подрастающее поколение, которое выросло под знаком революции, - это чудо. Это будут во многом и во многом те новые люди, о которых когда-то говорил Владимир Ильич Ленин. Он говорил, что мы начали наше строительство по коленку, по грудь в грязи прошлого, мы остаемся во многом оскверненными нашей долголетней жизнью в ужасном быту, в ужасных социально-государственных условиях прошлого, из которых мы революционно рванулись, но будущее поколение надо поднять выше себя, к солнцу социализма, поставить на сухое место, и мы это делаем…» (1927 г.). «Формирование новой морали, которая нам нужна, есть сложный общественный процесс… Буржуазия стремится воспитывать, стремится известные рефлексы, известные правила поведения превращать в инстинкт. Мы тоже это должны делать. Мы должны это делать дошкольным воспитанием в детском саду, через школу, путем прямого влияния нашей среды, воздействия друг на друга и самого на себя, чтобы у нас пролетарские элементы восторжествовали и превратились в инстинкт, как говорил Владимир Ильич, в нашу пролетарскую мораль… Нужны нормы поведения, которые мы должны выработать и которые мы должны превратить в воспитательные нормы». «Смысл нашей социалистической работы заключается в построении такой жизни, которая дала бы возможность развернуть все таящиеся в человеке возможности, которая сделала бы человека в десятки раз умнее, счастливее, красивее и богаче, чем нынче». (1928)

В 1928 г. ЦК ВКП(б) обязал соответствующие органы выработать улучшенную систему и педагогически обоснованные методы пионерской работы, сделать понятными и близкими для детей общие цели, за которые борются компартии всего мира, развивать в детях чувство международной пролетарской солидарности, воспитывать в них навыки коллективизма, пробуждать интерес к труду, вовлекать в общественную жизнь, помогать повышению успеваемости, ликвидации неграмотности и т. д. А в 1931 г. было принято важнейшее постановление ЦК ВКП(б) о начальной и средней школе, где в основу всей дальнейшей работы школы были заложены ленинские указания о тесной связи школы с задачами строительства социализма.

* * *

Но, как говорил Маркс, воспитатель прежде сам должен быть воспитан. Сами члены коммунистической партии должны быть достойны своего звания, являть пример нового человека и коммунистическое отношение к труду. Звание коммуниста не должно даваться всуе, дискредитироваться.

 

Пример коммунистического отношения к труду неожиданно явили на субботниках в 1919 г. голодные рабочие, окруженные злостной контрреволюционной агитацией буржуазии, меньшевиков и эсеров. Они работали сверхурочно без всякой платы и достигли громадного повышения производительности труда, несмотря на то, что устали, измучены, истощены недоеданием. Эту «сознательную, добровольную, беззаветно-героическую работу простых тружеников» Ленин назвал «фактическим началом коммунизма». Ленин учил: «Коммунистический труд в более узком и строгом смысле слова есть бесплатный труд на пользу общества, труд, производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на известные продукты, не по заранее установленным и узаконенным нормам, а труд добровольный, труд вне нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о вознаграждении, труд по привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку) отношению к необходимости труда на общую пользу, труд, как потребность здорового организма».

 

Высокая сознательность простых рабочих стала образцом и для членов партии. Ленин: «Сначала докажи свою способность на бесплатную работу в интересах общества, в интересах всех трудящихся… а потом протягивай руку за почетным званием “коммуны”! В этом отношении “коммунистические субботники” – самое ценное исключение. Ибо здесь чернорабочие и железнодорожные рабочие… сначала показали на деле, что они способны работать как коммунисты, а потом присвоили своему почину название “коммунистических субботников”... Великий почин “коммунистических субботников” должен быть использован также в другом отношении, именно: для чистки партии… Неизбежно, что к партии правящей примазывались авантюристы и прочие вреднейшие элементы... Всё дело в том, чтобы правящая партия, опирающаяся на здоровый и сильный передовой класс, умела производить чистку своих рядов...»

 

Стремясь к осуществлению действительного равенства и справедливости между трудящимися, Ленин еще в 1917 г. в Апрельских тезисах намечал установить «плату всем чиновникам, при выборности и сменяемости всех их в любое время, не выше средней платы хорошего рабочего».  Затем в том году Ленин составил проект постановления СНК «Об окладах высшим служащим и чиновникам», по которому предельный месячный заработок народных комиссаров должен соответствовать примерно среднему заработку рабочего. Министерству финансов поручалось «изучить сметы министерств и урезать все непомерно высокие жалованья и пенсии». Проект был принят Советом Народных Комиссаров. А в январе 1918 г. Ленин составил также проект постановления СНК «О заработной плате», который тоже был принят Совнаркомом, где было указано  «приступить немедленно к общему пересмотру и выравниванию размеров жалования и заработных плат по всем профессиям и во всех местностях страны».

 

В работе «Очередные задачи Советской власти» (1918 г.) Ленин писал: «Развращающее влияние высоких жалований неоспоримо – и на Советскую власть (тем более, что при быстроте переворота к этой власти не могло не примкнуть известное количество авантюристов и жуликов, которые вместе с бездарными или бессовестными из разных комиссаров не прочь попасть в “звезды”… казнокрадства), и на рабочую массу. Но всё, что есть мыслящего и честного среди рабочих и беднейших крестьян, согласится с нами, признает, что сразу избавиться от дурного наследства капитализма мы не в состоянии, [и] что освободить Советскую республику от “дани” в 50 или 100 млн рублей… можно не иначе, как организуясь, подтягивая дисциплину среди самих себя, очищая среду от всех “хранящих наследство капитализма”, “соблюдающих традиции капитализма”, т. е. от лодырей, тунеядцев, казнокрадов… Если сознательные передовики рабочих и беднейших крестьян успеют, при помощи советских учреждений, в один год организоваться, дисциплинироваться, подтянуться, создать могучую трудовую дисциплину, тогда мы через год скинем с себя эту “дань”…»

 В 1920 г. Лениным был введен также партмаксимум: оклады членов ВКП(б) не должны превышать зарплату квалифицированного рабочего.

Заметим также, что равенство с беднейшими братьями и уравнительность в потреблении строго соблюдались в ранних общежительных монастырях - этих образцах праведности для мирян.

 

В 1928 г. вышло обращение ЦК ВКП(б) ко всем членам партии и ко всем рабочим о развертывании самокритики. «Вне этого пути невозможно очищение партии, советского и кооперативного аппарата от элементов, срастающихся с кулацко-капиталистическими элементами в деревне». В Обращении говорилось о необходимости «добиваться того, чтобы меры воздействия коммунистов на массу в первую очередь сводились к образцовой и показательной работе самих членов партии, причем члены партии должны развернуть, при поддержке беспартийных рабочих, решительную борьбу против “бытового загнивания» коммунистов”». «Размеры строительства и гигантская сложность работы требуют от рабочего класса и его партии и величайших усилий и постоянного самовоспитания и самообучения. Изгоняя из своих рядов все гнилое и действительно вырождающееся, систематически борясь с врагом и так же систематически повышая требовательность к самим себе, рабочие преодолеют все и всяческие трудности и добьются решительных побед».

И так далее, см.  http://www.hrist-commun.narod.ru/1-3.html

* * *

Социализм XXI века начинается с очищения и утверждения ленинских принципов строительства нового общества. А помогут в этом религиозно-философские учения коммунизма, см. http://hrist-commun.narod.ru/index5.htm и http://hrist-commun.narod.ru/index7.htm

Бусел А.И.

1 КПСС о формировании нового человека: Сборник документов и материалов (1965-1981). 2-е изд. М., 1982, с. 1, 525.

2 Цит. по: Аль-Мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим Толкование Священного Корана (перевод с арабского на русский) Каир 2000 г. © Министерство Вакуфов Египта.

 

На главную страницу

 

Hosted by uCoz